суббота, 22 июня 2013 г.

О чувстве собственной важности

В определенный момент у каждого человека наступает чувство собственной важности. Когда человек начинает думать или считать, что он достиг пика своего профессионализма и все должны носить его на руках. Есть действительно случаи, когда это оправдано, но зачастую это лишь иллюзия, которую человек создал сам для себя.

Существует такое понятие как эффект Даннинга-Крюгера, который определяет следующие вещи, довольно сильно характеризирующие появление у нас ощущения "чувства собственной важности"

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.
Подробнее на википедии.

Зачастую это не видно по человеку, но  хорошо видно на собеседованиях, когда человек необоснованно начинает проявлять ЧСВ. Собственно, этим я продолжу цикл историй, связанных с собеседованиями.

Зачастую самый высокий уровень ЧСВ попадается у дизайнеров, так как удивительным образом наши дизайнеры без имени ведут себя на порядок хуже, чем люди с именем и 10-20 годами опыта в индустрии  из EU/USA (тут мы не берем в пример Клифа, так как у него это публичный образ, который играет ему на руку, прим. редактора).

Проблема с завышенным ЧСВ выявляется у дизайнеров на собеседованиях одним простым вопросом "Вы знаете, чем занимается наша студия?" - в ответ на который человек с завышенным ЧСВ чаще всего отвечает довольно шаблонно. Точнее, двумя путями:
  •  "Да, я знаю что вы делаете, но _подставить любой жанр_ - говно, а вот _подставить любой жанр_ круто". 
  • "Да, я знаю чем вы занимаетесь, мне интересен этот жанр, но ваши проекты плохие"
С одной стороны, человека отвечающего, как приведено в первом пункте, можно понять, он говорит свою правду и для него это действительно может быть плохим жанром и студия быть не интересной и пришел он на собеседование просто так. Но с другой стороны - в первые свои собеседования я не знал, как реагировать на таких людей, я понимал, что разговор для меня с ними окончен, но неприятный осадок на душе оставался.

Что же касается второго варианта, то тут еще возможно продолжение разговора, так как у человека могут быть дельные предложения по улучшению проектов, тем самым гарантируя ему  прохождение собеседования.

И вот тут почему-то 90 процентов соискателей впадают в ступор, и не дают никаких конкретных ответов, так как на само деле их ЧСВ раздуто, и ничего толкового предложить по делу они не могут. Но все таки остаются те заветные 10 процентов, которые могут привнести конструктив в проект. И не просто говорить, что игра говно, но обосновать и уточнить, что нужно сделать, чтобы проект стал лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий